RSS

История Комитета


ЭТО НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ

 

В суровое военное время, в августе 1944 г., было принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О мерах оказания помощи жилищному хозяйству Москвы». И практически одновременно, 16 августа 1944 г., постановлением СНК СССР «О государственном архитектурно-строительном контроле» была образована Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля при главном архитекторе города Москвы (ИГАСК). В соответствии с постановлением, подписанным заместителем председателя СНК СССР В.М. Молотовым, на органы ИГАСК возлагался контроль за качеством застройки крупных городов и населенных пунктов городского типа. История строительства Москвы, как в капле воды, отразилась в истории этой организации. В подтверждение приведем лишь некоторые факты…

Каковы были цели и задачи новой организации? ИГАСК выдавала разрешение на производство строительно-монтажных работ, вела учет руководящих работников, осуществляющих строительство, а также участвовала в государственных комиссиях по приемке законченных зданий и сооружений. Помимо контроля над документацией и качеством строительных работ, ИГАСК имела полномочия приостанавливать строительство в случае нарушения законодательства в области строительства с санкции исполкомов, а при угрозе аварии – и самостоятельно; требовать отстранения от работы лиц, не имевших права производить строительные работы; направлять материалы для привлечения нарушителей к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Жилищный фонд Москвы был восстановлен уже через четыре года после окончания Великой Отечественной войны – в 1949 г. Строительство жилья и объектов соцкультбыта осуществляли 55 министерств и ведомств. Было привлечено 94 строительные организации с общим числом рабочих более 60 тыс. человек. Таким образом, фронт работ сотрудников ИГАСК был огромен. Тем более что качество стройматериалов и организация строительства оставляли желать лучшего. Поэтому в эти же годы в Инспекции создается отдел по контролю за стройматериалами, работавший с московскими предприятиями индустрии. Сотрудники отдела за короткий срок сумели добиться повышения качества железобетонных и керамических изделий, бетона.

В 1947 г. началось строительство «сталинских высоток», ставших неотъемлемой частью архитектурного облика Москвы. Для контроля за высотным строительством в ИГАСК был организован специальный отдел, который принимал участие в приемке высотных зданий. В процессе работы специалисты отдела определили и поставили перед Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства ряд серьезных вопросов, в том числе об антикоррозийной защите металлических конструкций каркасов высотных зданий, о сохранении железобетонных конструкций от блуждающих токов, о состоянии облицовки из керамических блоков на фасадах здания МГУ и др.

Сегодня в Москве идет реализация масштабной программы по сносу пятиэтажного жилья. А строиться знаменитые «пятиэтажки» в массовом порядке начали в 1953 г., когда Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. Образцом для «хрущевок» послужили дома, разработанные для строительных рабочих, – временные пристанища для приглашенной на строительство столицы рабочей силы. И в апреле 1956 г. в составе ИГАСК был образован специальный отдел по контролю за строительством 3–4–5-этажных домов.

Решение о дешевом и массовом строительстве давало быструю отдачу. Если в 1946–1950 гг. было построено жилых домов общей площадью 2,3 млн. кв. м, то в 1951–1955 гг. – 4,3 млн. кв. м. И дальше темпы нарастали – только в 1956 г. было построено 1 млн. 374 тыс. кв. м жилья. Важно то, что качество столь масштабного строительства «пятиэтажек» контролировал отдел в 13 человек!

Высокими темпами, в огромных масштабах строилась Москва в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Сотни подмосковных сел, колхозных и совхозных полей превратились в новые микрорайоны столицы. Появились новые благоустроенные жилые районы, развернулось строительство крупных и важных для растущего мегаполиса транспортных сооружений и магистралей.

И именно в эти годы началась новая точка отсчета в истории службы архитектурно-строительного контроля. 30 марта 1961 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об организации Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы». Советское правительство отмечало, что расширение границ Москвы и передача в административно-хозяйственное подчинение Мосгорисполкому значительно увеличили объемы строительных работ, повысили требования к качеству проектирования и комплексному решению градостроительных задач. Поэтому Совет Министров СССР постановил: «Организовать при Мосгорисполкоме Главное архитектурно-планировочное управление г. Москвы, возложив на него руководство архитектурно-планировочным и проектным делом, координацию всех вопросов по планировке, застройке и благоустройству г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса, а также осуществлению контроля за строительством, независимо от ведомственной принадлежности». Работа над Положением об Управлении Государственного архитектурно-строительного контроля ГлавАПУ г. Москвы продолжалась почти год. 14 апреля 1962 г. начальник ГлавАПУ М.В. Посохин утвердил этот документ.

Управление Государственного архитектурно-строительного контроля (УГАСК) получило статус самостоятельного структурного подразделения ГлавАПУ и право иметь свою печать с изображением герба РСФСР и своего наименования.

Сотрудники УГАСК имели право беспрепятственно посещать строительные объекты, предприятия по производству строительной продукции вне зависимости от ведомственной принадлежности, требовать от руководителей строительных объектов, а также технического надзора заказчика оформления подписки о соблюдении правил ведения строительных работ. Но более всего нарушители строительных норм и правил боялись запрещения на производство работ и аннулирования разрешения на производство СМР. Это грозило потерей финансирования от заказчика, что в итоге отрицательно сказывалось на оплате труда, лишало надежды на получение премии за своевременный ввод в эксплуатацию возводимого объекта.

К началу 1990-х гг. нестабильность экономики и отсутствие четкой экономической политики стали причиной развала многих отраслей народного хозяйства, в том числе и строительной. Началось создание кооперативов, что привело к массовому уходу высококвалифицированных специалистов из государственных строительных организаций. Престиж крупнейших строительных организаций Москвы был серьезно подорван. Резко снизились объемы строительства. Упала производственная и технологическая дисциплина. Стремительно ухудшалось и качество поставляемых строительных материалов. В этой непростой ситуации вопрос об усилении контроля за качеством строительства стоял весьма остро.

В марте 1993 г. вышло распоряжение Правительства Москвы «Об Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы», согласно которому в целях более рационального использования бюджетных средств, а также более тесной увязки затрат с результатами труда работников Инспекции ей были предоставлены права юридического лица. По существу, этим правовым актом открывалась новая страница в истории организации.

В том же году в Центральном административном округе Москвы началось активное новое строительство и реконструкция жилых домов. Возникла необходимость создания отдела, контролирующего только этот округ. Такой отдел был образован в феврале 1994 г.

В это время строились и реконструировались многие объекты, преобразившие облик столицы: Храм Христа Спасителя, Старый Гостиный двор, торгово-рекреационный комплекс на Манежной площади, Большая спортивная арена в Лужниках, Мемориальный комплекс на Поклонной горе, Большой театр, Московский зоопарк и др. Активно осваивалось подземное пространство. Сфера деятельности инспектора усложнилась, поскольку нужно было контролировать не только возводимое здание, но и сложившуюся окружающую застройку, на которую оказывало влияние строительство.

Нагрузка на специалиста была огромной, на одного сотрудника Инспекции приходилось по 50 объектов и более, а связь инспектора с территориальными органами исполнительной власти города, как правило, отсутствовала. Руководством города было принято кардинальное решение об изменении структуры организации, а именно о формировании надзорных отделов в соответствии с территориальным делением города по префектурам, как это уже было по ЦАО.

Стремление строительного комплекса к достижению европейских стандартов в строительстве, его огромные масштабы, сложные, порой уникальные виды работ вызвали необходимость усиления роли ИГАСН в этом процессе, потребовали соответствующие изменения структуры Инспекции. Такие изменения нашли отражение в «Положении об Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы», утвержденном распоряжением Мэра Москвы Ю.М. Лужкова № 100-РМ от 3 февраля 1998 г.

Координация работ и взаимодействие с другими контрольно-надзорными органами города осуществлялись в соответствии с регламентом, утвержденным Мэром Москвы. С большой убежденностью Геннадий Никитович Калашников, возглавлявший в тот период Инспекцию, говорил: «… мы, Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора, не требуем уважения от наших коллег – заказчиков и подрядчиков московского стройкомплекса, мы его зарабатываем, и прежде всего знаниями и опытом своих сотрудников, высококвалифицированных специалистов в самых различных областях строительного процесса. Марка «Сделано в Москве» должна и будет котироваться среди строителей не только нашей страны, но и за рубежом».

В 2001 г. в Инспекции были образованы два новых отдела: отдел по надзору за соблюдением правил приемки инженерных сетей и сооружений и отдел по надзору за качеством строительства и реконструкции автомобильных дорог и сооружений. Таким образом, общее количество надзорных отделов достигло 12. Образованная вначале в составе отдела по надзору за строительством объектов дорожно-мостового строительства лаборатория вскоре была выделена в самостоятельное подразделение и стала осуществлять контроль качества применяемых на объектах строительных материалов, изделий и конструкций, используя стационарное и передвижное оборудование.

Постановлением Правительства Москвы № 1064-ПП от 28 декабря 2005 года Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы с 1 апреля 2006 года преобразована в Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор).

Решение о преобразовании ИГАСН было принято в соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ. Единственная статья прежнего ГрК, в которой упоминалось об органах государственного архитектурно-строительного надзора, утратила силу с июля 2006 года. Соответственно, к этой дате все организации, в чьем ведении находилась эта сфера, должны были либо преобразоваться в соответствии с новым кодексом, либо ликвидироваться. Правительство Москвы приняло решение о преобразовании Инспекции.

Комитет стал полноправным правопреемником Инспекции, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.

«Это было правильное решение, поскольку сохраняется коллектив настоящих специалистов, прошедших большой жизненный путь и имеющих опыт в строительстве, – считает председатель Комитета Анатолий Николаевич Зайко. – Организация работает уже более шестидесяти лет, поэтому можно представить, какой колоссальный багаж знаний накоплен за столь продолжительный период».

Сегодня Мосгосстройнадзор, являясь органом исполнительной власти, входит в состав Строительного комплекса города Москвы, возглавляемого заместителем мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным. Комитет осуществляет государственный строительный надзор, выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства на территории города Москвы.